enc_entry_9337В современном мире, который держится,  в основном на научном подходе и исследовательских методах изучения  вопросов, принято все подвергать анализу и классификации. Не избежала этого и такая сфера жизни человека как питание.

На сегодняшний день вырисовались и выдержали проверку временем такие концепции питания как: всеядность, раздельное питание, вегетарианство, сыроедение.  В последние годы очень усилился интерес  к такой древней науке, как аюрведа, которая также имеет свой взгляд на питание, и макробиотике. В  последнее  время все чаще появляются отдельные приверженцы праноедения, сонцеедения и т.д. Но этот опыт еще нельзя назвать обоснованным или проверенным, тем более пропагандировать его.

В этой статье  более подробно осветим концепцию раздельного питания, созданную и обоснованную Гербертом Шелтоном.

Гетберт Шелтон (1895-1985) – выдающаяся личность в сфере натуральной гигиены, натуропатии. Всю свою жизнь он посвятил изучению и исследованию вопросов натурального питания, здорового образа жизни, лечения голоданием и другими естественными  не медикаментозными средствами. Ему присвоили девять званий почетного доктора наук.

 Он был искренне убежден, что создать и сохранить здоровье возможно только  с помощью естественного  образа жизни, средств натуральной гигиены, основанной на природных  факторах. Особенно популярной стала его концепция раздельного питания, которая и по сей день  заслуженно занимает свое  место в ряду различных видов  и взглядов на этот вопрос.

Шелтон  выдвинул несколько групп продуктов питания, тщательно изучил их свойства и на основе этого создал теорию  о  их сочетаемости. Вообще, он призывал к максимальной простоте   в еде, минимуму обработки в процессе приготовления и осознанности в момент поглощения. Всё это он научно обосновывал, практически применял и небезуспешно,  тем самым укреплял веру в истинность своих утверждений. Надо сказать, что он имел богатейший практический опыт, работая много лет в клинике здоровья, и излечивал людей методами натуральной гигиены, когда от них отказывалась современная медицина.

 Шелтон всегда выступал против сторонников сбалансированного питания, когда критерием полезности еды выступали только питательность и калорийность. Изучая законы физиологии, он пришел к выводу, что, как бы не были  полезны и необходимы все составляющие приема пищи, но если они употребляются одновременно, одномоментно, то усвоиться они не смогут, более того процесс пищеварения будет нарушен, а продукты распада  будут отравлять и изнашивать все системы организма.

Чтобы было понятно, необходимо более подробно коснуться процесса пищеварения. Физиологами было  выяснено и доказано, что определенный пищевой субстрат, попадая в ротовую полость, вызывает выделение пищеварительных соков  различного состава. Более того, даже глядя на какую-то еду или мечтая о ней, уже формируется  совершенно  конкретный  по ферментному составу раствор. Например, если это  белковая пища ( мясо, рыба, яйца и т.д.), то раствор соляной кислоты желудочного сока будет гораздо более концентрированным, нежели если это будет фрукт или каша.

Так же важен тот момент, что  различные пищевые субстраты перевариваются в  разных отделах желудочно-кишечного тракта. Углеводы проходят первичную обработку  уже в ротовой полости. И этот этап незаменим в процессе усвоения крахмалов, недаром еще в древнейших трактатах по йоге в главах, посвященных питанию, отдельным пунктом всегда прописано, насколько важно тщательное пережевывание пищи. При обработке  пищевого комка слюной, в которой содержится фермент птиалин, крахмал расщепляется до мальтозы  (комплексный сахар), а уже на неё в кишечнике действует энзим  мальтаза,  превращая  её в дексторозу ( простой сахар). И вся суть этого тонкого момента физиологии пищеварения заключается в том, что  мальтаза не может влиять на крахмал непосредственно. В свою очередь  птиалин  может работать только в слабощелочной среде.  Соответственно,  при смешении крахмалистой  пищи с кислой  этот фермент просто разрушается и не может выполнять свои функции.  По такой же приблизительно схеме работает фермент пепсин. Если не все протеины, попавшие в ваш желудок, прошли первичную обработку пепсином ( он превращает белки в пептоны), то энзимы, которые превращают пептоны в аминокислоты, так необходимые нашему организму, не способны влиять на протеины. Вывод из всего выше описанного такой:   те белки, которые не поверглись соответствующей обработке нужными ферментами, не могут лежать при температуре 38 градусов просто так. Они начинают интенсивно разлагаться, т.е. просто — напросто  гнить. А углеводы, соответственно, бродить, что случается с любым сахаром при благоприятных для этого процесса  условиях.

 Продукты жизнедеятельности этих гнилостных бактерий сильно закисляют внутренние среды. Чем опасен для тела человека повышенный уровень кислоты? Происходит дегидратация соединительной ткани, а межклеточное вещество переходит в состояние  плохо проницаемого геля.  Это приводит к появлению отека и ухудшению микроциркуляции ткани, что приводит к нарушению метаболизма, застою. Чтобы нейтрализовать  избыток кислоты, организму приходится затрачивать на этот процесс щелочные металлы, в основном кальций, из собственных резервов ( кости, зубы). Кроме того продукты  именно распада, а не усвоения белков и углеводов очень  ядовиты и разносятся кровотоком по всему телу. Могут образовываться такие вещества, как фенол, крезол, индол, метилмеркаптан, кадаверин, аммиак, спирты и др. Все эти вещества очень токсичны, и наши очистительные системы вынуждены работать в повышенном режиме, затрачивая большое количество энергии, ресурсов , изнашивая раньше времени самих себя. Обезвреживание токсинов происходит путем окисления их специальными ферментами, а потом соединения с нейтральными веществами. Это значит, что в ходе этого процесса образуется огромное количество свободных радикалов, известных своими мутагенными и канцерогенными свойствами.  При детоксикации организма задействуются все системы. В первую очередь это, конечно печень и почки,  в меньшей степени  слизистые ЖКТ, легкие, верхние дыхательные пути. Благодаря диффузии частично нейтрализованные продукты распада могут выводиться с молоком матери, через потовые, сальные, слюнные  и др. железы.

Энзимы, содержащиеся в пищеварительных соках, являются биокатализаторами, т.е.   способствуют протеканию биохимических реакций в клетках. Они присутствуют во всех живых клетках, к тому же специфичны по своему действию, т.е. каждый фермент влияет на один класс веществ.  Исключением является только пепсин, который обладает способностью расщеплять все виды белков.

В связи с этим Г. Шелтон  разделял  продукты питания  на следующие категории: белки, крахмалы, жиры, сахара, крахмалистые овощи, сладкие фрукты, кислые фрукты и овощи, полукислые фрукты, некрамалистые и зеленые  листовые овощи. Некоторые виды попадают у него сразу в две категории в виду своего содержания. Например, злаки, бобовые, орехи относятся одновременно и к группе белков и  группе крахмалов из-за своей собственной природы.

Белки: авокадо, арахис, все виды мяса, рыба, птица, яйца, хлебные злаки, зрелые бобы, маслины, молоко, орехи, семена, соя, сыр.

Жиры: авокадо, орехи, жирное мясо, все виды  растительных масел, сало, сливки, сливочное масло.

Углеводы:

Крахмалы: арахис,  зеленый горох, злаки, зрелые бобы, кабачки, картофель, каштаны, тыква, баклажаны и т.д.

Сахара: все виды тростникового сахара, кленовый сироп, мед, молочный сахар.

Сладкие фрукты: бананы, изюм, инжир, сладкий виноград, сушеная груша, финики, хурма, чернослив.

 К отдельным  категориям  Шелтон относит : кислые фрукты и овощи ( ананасы, апельсины, гранаты, слива, кислые персики, яблоки, лимоны, помидоры), полукислые фрукты( абрикосы, груша, манго, вишня, сладкая слива, сл. персик, сл. яблоки, черника), некрахмалистые и зеленые овощи( баклажан, брокколи, все виды капусты, зеленый горошек, огурец, тыква, зелень, редис, репа, сельдерей, перец, чеснок, щавель, шпинат), умеренно крахмалистые ( цветная капуста, морковь, свекла, брюква).

Дыни и арбузы ни с чем не сочетаются, их нужно есть  в отдельный прием пищи.

 Довольно  трудная классификация на первый взгляд, однако начинать можно с малого. Если вы были всеядны, то на начальном этапе  будет  достаточно  сосредоточится на белках и углеводах. Т.е., грубо говоря, перестать есть мясо с  привычным гарниром,  не заедать все хлебом. Этого обычно бывает достаточно, чтобы почувствовать разницу в самочувствии,  ощутить прилив сил,  энергетический подъём.  А потом постепенно обратить внимание на другие категории и их сочетаемость.

Шелтон подробно в своих трудах описывает те сочетания продуктов, которые считает запретными. Это:

     Крахмал – кислота. Например, в помидорах есть цитрусовая, яблочная и щавелевая кислоты, которые препятствуют щелочному усвоению крахмалов в ротовой полости и кишечнике.

     Белки — углеводы. Растущая кислотность содержимого желудка при употреблении белков быстро и полностью прекращает переваривание углеводов, что приводит к их брожению. Даже природное сочетание белка и крахмала в бобах, например, всегда с трудом переваривается и чревато неприятными последствиями.

    Белок- белок. Один вид белка в один прием пищи. Не стоит смешивать, например, орехи и яйца или мясо и сыр, или  яйца и мясо.

    Жир – белки. Любой жир в большом количестве тормозит секрецию  пищеварительных  соков и ферментов.

    Кислота – белок. Кислота тормозит выделение желудочного сока, который требуется протеинам.

    Сахар – крахмал. Это столь любимое нами сочетание ( каша с сахаром или вареньем) вызывает брожение.

    Крахмал – крахмал. Сочетание разных крахмалов просто вызывает переедание, что опять- таки способствует брожению.

    Дыни, арбузы, да и вообще все фрукты следует употреблять  в разное время, отдельно от других видов пищи, т.к. они очень быстро усваиваются.

    Молоко также нужно есть, ни с чем не смешивая, а лучше вообще не употреблять, т.к. оно является, по мнению Шелтона ,пищей младенцев. Кстати, эта версия сейчас становится все популярнее, и для этого есть некоторые обоснования.

Из жидкостей Шелтон рекомендует использовать только чистую воду, желательно родниковую. Соки и молоко считает едой, а чай, кофе и другие тонизирующие напитки вообще не советует пить.

Так же важен питьевой режим. Поскольку вода всасывается в основном в толстом кишечнике, то все жидкости непременно нужно употреблять за 20-30 минут до еды, чтобы она успела пройти по свободному  кишечнику. Или же через 2-3 часа после крахмалов, через 5-7 часов после белков. Пагубная привычка запивать плотную еду, особенно чаем со сладостями, полностью выводит из баланса  весь процесс пищеварения, тормозит выработку энзимов,  разбавляет желудочный сок, смывает недопереваренные куски еды в те отделы ЖКТ, где они в принципе не в состоянии полноценно усвоиться,  вместо этого запускает те  механизмы бактериального разложения,  которые описаны чуть выше.

В одной из своих книг Г. Шелтон сформулировал основные правила здорового питания.

  1. Есть можно только тогда, когда испытываешь чувство истинного голода. Не нужно ориентироваться ни на какие правила, привычки, стереотипы. Принимать пищу только на голодный желудок. Только ваше индивидуальное тело может сказать вам, когда и что вам нужно кушать. Но здесь важно научиться отличать настоящий голод от так называемого аппетита. Разницу можно  почувствовать, особенно, если еду «заработать». Поскольку именно активный образ жизни способствует выработке естественного голода. Когда испытываешь голод, а не тягу к вкусовым привычкам,  бывает повышенное слюноотделение. Обычно появляется желание съесть определенный вид пищи, и организм довольствуется малым. Кроме того, голод можно терпеть, т.е. не становится дурно, плохо. В отличие от аппетита, который требует обильной трапезы, разнообразной еды, хорошенько сдобренной приправами и специями. Организм настолько привык к таким пиршествам, что  ему становится прямо нехорошо, если она задерживается, и отпускает, как только начинаешь есть. К сожалению, уже в те годы – более 50 лет назад, Шелтон писал о том, что ощущения вкуса усыплены обжорством, приправами, и перестают быть для нас надежными показателями. Что же говорить сейчас, когда пищевая химическая промышленность достигла своего апофеоза.
  2. Не есть, когда испытываешь чувство боли, эмоционального   дискомфорта, при стрессе, при повышенной температуре тела. При всех этих факторах тормозится выделение всех пищеварительных соков, теряется вкус к еде, нарушается усвоение. Лучшим в таких условиях будет пропустить прием пищи, или вообще поголодать.  Так делают все животные, они инстинктивно  дают телу  возможность все силы и резервы  пустить на борьбу с недугом, тем более, что в таком состоянии еда все равно не усвоится.
  3. Процесс переваривания требует определенных благоприятных условий, спокойствия, отдыха. Не стоит кушать непосредственно до и после серьезной работы, причем, как физической, так и умственной.
  4. Не пить во время еды ( см. выше).
  5. Следует тщательно жевать пищу, не спеша, т.к. от этого зависит, насколько хорошо будет обработана  еда слюной.  Поверхностное проникновение фермента возможно не более, чем не 1 мм.

Таким образом, становится ясно, что еще в середине прошлого века многие исследователи в области питания  изучали и пропагандировали здоровое питание и  естественный образ жизни. По сей день интерес к концепции раздельного питания не угас. Более того после некоторого забвения он снова возродился, поскольку современные исследования полностью подтверждают основные идеи, за которые  так рьяно боролся Г.Шелтон и его последователи. После  довольно  хаотичного и безалаберного питания в детстве, я годам к 16 приобрела уже ряд хронических заболеваний. И надо сказать, что прочитав одну из книг Шелтона, решила попробовать  его систему применить к своему организму. Постепенно я научилась  определять, что с чем можно сочетать, но никогда не доходила до фанатизма. Я начала с простого, а дальше процесс пошел сам собой. Конечно, такая трудная для  обычного восприятия идея может даже отпугнуть своей казалось бы неестественностью. Концепцию раздельного питания немало критикуют до сих пор. Но, когда у меня появился этот опыт, мне стало, с чем сравнивать. И даже не стопроцентное следование предписаниям Шелтона дало мне возможность почувствовать, что  есть  другая жизнь, с другим эмоциональным и энергетическим фоном, с легкостью в теле и  незамутненным разумом.

Сухорукова Наталья